Литературный анализ рассказа В.М. Шукшина «Чередниченко и цирк»


Рассказ «Чередниченко и цирк» был написан в 1969 году. Первоначальное название «Цирк». Впервые опубликован в «Литературной газете» 15 июля 1970 года. Включен в книгу «Брат мой» (1975).

В произведении В.М. Шукшина описывается судьба мужчины в возрасте, которого гложет проблема одиночества. В сорок лет Чередниченко чувствует острую потребность в человеческом внимании и избирает для себя спутницу, акробатку Еву из цирка в южном курортном городке, куда он приехал в отпуск.

Конечно, первая реминисценция, приходящая на ум, это чеховская «Дама с собачкой». Однако В.М. Шукшин преподносит нам не короткую романтическую историю, а личную трагедию человека, который утратил какую-то искру в душе, создав себе идеал семейной жизни без обязательных для неё элементов чувственной страсти.

Это выражается в том, как Чередниченко делает предложение Еве. Начинается всё с того, что он подкупает служителя цирка, чтобы встретиться с акробаткой. Им движет не авантюрная натура Дон Жуана, а прямой и холодный расчет. Именно с таким равнодушием звучит его предложение к Еве:

«-Ева Игнатьевна, я буду с вами напрямик — такой характер. Я  человек одинокий,  положение в обществе занимаю хорошее, оклад, я вам уже сказал, до двухсот в целом. Вы тоже одиноки… Я второй день наблюдаю за  вами  —  вам надо  уходить  из цирка. Знаете, сколько вы будете получать по инвалидности? Могу прикинуть…»

Первоначально читателю такой подход может показаться смешным и наивным, затем приходит осознание, что сорокалетним мужчиной движет не неопытность, а эгоистическое желание потакать своим временным порывам. Он ни разу не задумывается о характере Евы, не берется спросить у неё о её мнении на этот счет. Его позиция тверда, как камень, он словно говорит, что я достойный товарищ, спасаю вас, вам очень сильно повезло, поздравляю.

Шукшин хоть и транслирует мысли героя о том, что он якобы влюбился в акробатку, но сразу после его ухода из цирка читатель понимает, что Чередниченко заврался самому себе. Его привела к акробатке не страсть, а чувство собственного превосходства, желание подтвердить его. Не зря история не продолжается: В.М. Шукшин использует умолчание касательно похода Чередниченко к учительнице, потому что это было бы повторение банальной истории, которое постигло бы главного героя в любом случае.

Чередниченко в своих амбициях близок к герою рассказа «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина. Как и «Господин», он считает, что его состоятельность в жизни обязывает окружающих прислуживать ему, ведь он удавшийся человек.

Именно поэтому ему так «жалко» своего соседа-конструктора, который приходит к нему просить рубль опохмелиться. Но эта жилость лишь презрение к человеку, который не может побороть в себе плохой привычки. В конце концов, если человек искренне сочувствует человеку с зависимостью, то он может попытаться его от этой вредной привычки избавить или хотя бы попытаться переубедить, а не давать каждый раз рубль со словами: «Не в рубле дело, естественно. Просто тяжело глядеть на человека».

В этом же выражается его оскорбление молодым людям в конце рассказа. Чистые искренние романтические порывы молодежи герой расценивает как слабость, как напрасно взбудораженные чувства и впустую потраченное время. Читатель с ужасом может понять, что не плохое настроение после отказа Евы толкает его на такой цинизм, а просто завышенная самооценка.

В произведении явно прослеживается антитеза «серьезность — шутка». Это выражается в названии «Чередниченко и цирк». Тем не менее, герой сам меняется местами с циркачами со своим странным предложением руки и сердца Еве.

Подводя итоги, в рассказе В.М. Шукшин говорит, что успех в жизни не обязательно приносит покой и счастье. Рассказ приобретает большую актуальность в наше время, когда интернет полон мотивационными роликами про успех, все стремятся к карьерному росту и приумножению своего дохода — словами Михаила Задорнова: «Уже не думают о бабах – только о бабках». В данном контексте судьба акробатки не кажется уж такой несчастной, читатель не увидит в её образе жизни того убожества, которое заметил Чередниченко, потому что догадывается: Ева ещё чувствует, ей ещё открыта красота этого мира, а Чередниченко эту красоту давно потерял.

Прочитать рассказ «Чередниченко и цирк» вы можете по ссылке: http://www.lib.ru/SHUKSHIN/cirkus.txt

Также читайте статью на Яндекс.Дзен по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5d4d3ef235c8d800ac847ffb/literaturnyi-analiz-rasskaza-vm-shukshina-cherednichenko-i-cirk-5d4dab4bf73d9d00ae823ddd

Закрыть меню