Что почитать из современной литературы. Подборка


Что почитать из современной литературы. Пять русских авторов

В поисках хороших книг

Любители художественной литературы рано или поздно переходят от классики к нашему времени. В данной статье будет рассмотрено пять русских авторов современности, знакомство с которыми принесет ценный опыт и хорошие впечатления. Здесь нет какого-то принципа отбора, выделены произведения субъективно достойные прочтения с точки зрения автора статьи.

Дмитрий Бакин. Что почитать из современной литературы

Дмитрий Бакин

Произведения этого автора особенно оценят любителя У. Фолнера и А. Платонова. В языке книг этого автора преобладает стиль потока сознания, а также вычурность фраз. Писатель разбивает мир на метафоры и через свое художественное видение знакомит читателя с реальностью, полной боли, страданий и борьбы.

Землемер [Страна Происхождения, Лимбус Пресс, 1996 г.]:

Однако Крайнов переживал смерть своих детей гораздо сильнее, чем кто-либо, потому что в горе его, помимо скорби, присутствовала рвущаяся наружу не покорность, питаемая уверенностью, что он имеет больше прав на своих детей, нежели какая-то там смерть, не сделавшая ровным счетом ничего для их появления на свет. И, сидя на стуле под старинными резными часами, составлявшими некогда предмет его гордости, подергиваясь всем телом и подавляя икоту, он с ненавистью сосал старые остекленевшие леденцы, опустив голову, прожигая горящими глазами дощатый пол, погружая яростный сконцентрированный взгляд глубоко в землю, точно длинный раскаленный стержень, служивший одновременно оружием и эхолотом, в тщетных стараниях достигнуть грохочущего пламени недр и вызвать эффузию ада. Ибо в детях своих — и это было для него наиболее важным — он видел лишь увеличение собственной плоти, увеличение мира собственного «я». И каждое движение их должно было осуществляться через единственный и неделимый мозг, хранившийся в склепе его черепа; и в неистовом своем заблуждении, в неистовой вере в неделимость единого организма семьи он взрывался при малейшем проявлении разума, самостоятельности со стороны им сотворенных, потому что многодетность его происходила от желания увеличить себя и властвовать над большим.

Дмитрий Бакин не считал писательство профессией и оставил после себя мало произведений, которые с легкостью умещаются в одну книгу. Её издательством посмертно занялся отец писателя Геннадий Бочаров. Несмотря на небольшие объемы, многие критики с восторгом оценивают творчество автора, предвещая ему место в истории русской литературы. К сожалению, реальность сурова и без продвижения и рекламы этот писатель может быть забыт, что весьма прискорбно.

Павел Санаев.

Павел Санаев

Возможно, читатель знаком с фильмом «Страна Оз». Павел Санаев в 26 лет написал книгу, которая проложила ему путь в литературу «Похороните меня за плинтусом». Содержание книги – полная чернуха, схожая с атмосферой сценариев Василия Сигарева. Павел Санаев раскрывает тему ужасного детства главного героя.

Похороните меня за плинтусом, МК-Периодика, 2005 г.:

Потеть мне не разрешалось. Это было еще более тяжким преступлением, чем опоздать на прием гомеопатии! Бабушка объясняла, что, потея, человек остывает, теряет сопротивляемость организма, а стафилококк, почуяв это, размножается и вызывает гайморит. Я помнил, что сгнить от гайморита не успею, потому что, если буду потный, бабушка убьет меня раньше, чем проснется стафилококк. Но как я ни сдерживался, на бегу все равно вспотел, и спасти меня теперь ничто не могло.

– Пошли домой, – сказала бабушка, когда я выпил гомеопатию.

В лифте она посмотрела на меня внимательно, изменилась в лице и сняла с моей головы красную шапочку. Волосы были мокрыми. Она опустила руку мне за шиворот и поняла, что я потный.

– Вспотел… Матерь божья, заступница, вспотел, сволочь! Господи, спаси, сохрани! Ну сейчас я тебе, тварь, сделаю козью морду!

Мы вошли в квартиру.

– Снимай все, ну скорей. Рубаху снимай. Весь потный, сволочь, весь…

– О-ой! – протянула она, беря рубашку. – Вся мокрая! Вся насквозь! Завернись в одеяло, сейчас разотру. Где ты был? Отвечай!

– Мы с Борей в МАДИ ходили, – пролепетал я.

– В МАДИ! Ах ты мразь! Я тебе сколько говорила, чтоб ноги твоей там не было?! Этого Борьку об дорогу не расшибешь, он пусть хоть селится там, а ты, тварь гнилая, ты что там делал? Опять гайки подбирал? Чтоб тебе все эти гайки в зад напихали. Ну ничего…

«Ну ничего», как всегда, не предвещало ничего хорошего.

– Слушай меня внимательно. Если ты еще раз пойдешь в МАДИ, я пошлю туда дедушку, а он уважаемый человек, твой дедушка. Он пойдет, даст сторожу десять рублей и скажет: «Увидите здесь мальчика, высохшего такого, в красной шапочке и в сером пальто… убейте его. Вырвите ему руки, ноги, а в зад напихайте гаек». Твоего дедушку уважают, и сторож сделает это. Сделает, понятно?!

Я все понял.

Олег Куваев. Что почитать из современной литературы

Олег Куваев

Олег Куваев покинул нас в 1975 году, но его роман «Территория» был опубликован посмертно и получил множество различных наград. Откровенно говоря, сам роман мне, автору статьи, показался плохим. Автор пытался переложить свои очерки в художественную литературу, но в романе не видно цельности и завершенности.

Поэтому читателю рекомендуется ознакомиться с рассказами, которые Олег Куваев отправлял в журнал «Вокруг света». К сожалению, их нет в электронном варианте, автор статьи советует искать их в книге «Территория», Пальмира, 2017 г. Олег Куваев в течение продолжительного времени работал на Чукотке в составе геологической экспедиции. Его заметки описывают работу ученых и жизнь местного населения. Читатель будет поражен тем, что одни люди выживают в столь суровых условиях при помощи технологий, а другие, аборигены, до сих пор используют примитивные орудия труда.

Тройной полярный сюжет, Молодая гвардия, 1988 г.:

На фоне покрытого оленьими шкурами кочевого жилья стояли: коренастый чукча Номьяе, жестковолосый, с расстегнутой на груди кухлянкой, рядом ламутка Ольга в цветастом платье–камлейке, а к ней прижалась дочка Анютка смешное дите в не очень чистом платьишке и ботинках с загнутыми носками, и еще сидел на земле, скрестив ноги, старик в вытертой дошке. Лицо у старика было иссохшим, в трещинах, деревом, седина окружала голову евангельским нимбом, крохотные руки эвенка — аристократа тайги были сложены на коленях радужных старых штанов. Старик крепко смахивал на святого, но портили впечатление глаза. Живые человеческие глаза были у этого старика.

И вмиг все ожило, щелкнул шторкой провинциальный фотограф. Номьяе закосолапил к оленю, принялся его развьючивать; Ольга пошла к костру, над которым висел котел, чайник и еще чайник побольше; девчонка Анютка сунула палец в рот и смотрела, как Сашка с натугой вылазит из рюкзачных лямок.

Глеб Горбовский.

Глеб Горбовский

Перейдем к поэзии. Поэт покинул нас в этом году. Одни критики отмечают мистицизм, присущий творчеству автора, другие подчеркивают простоту языка и близость к народным темам. В своих произведениях автор запечатлевает мгновение, что роднит его поэзию с элегиями древних греков. Все стихи автор выстрадал, приобретая опыт работы модельщиком, слесарем, грузчиком, лесорубом, сплавщиком.

В сети можете заметить его сборники  стихов для детей «Кто на чём едет», «Разные истории», «Чудеса под ногами».  Вы можете заметить положительные отзывы, где пользователи рекомендуют стихи Глеба Горбовского как стихи своего детства.

Из сборников для более взрослой аудитории можно выделить «Сижу на нарах», «Поиски тепла», «Спасибо, земля» (1964), «Косые сучья» (1966), «Тишина» (1968).

Также является автором многих песен.

На лесоповале

Тела, смолистые от пота,
а бревна, потные от тел.
Так вот какая ты, работа…
Тебя я так давно хотел!
…Я режу ели на болванки,
на ароматные куски,
я пью Амур посредством банки
из-под томата и трески.
Лижу созревшие мозоли
сухим листочком языка
и обрастаю слоем соли
на долю сотую вершка.
Я спину деревом утюжу,
я брею хвойные стволы.
Затем большой, пудовый ужин
пилю зубами в две пилы.
Тряся кровать, храпя и воя,
я сплю в брезентовом дворце,
я сплю, как дерево большое,
с зеленым шумом на лице.

1960

Нина Садур. Что почитать из современной литературы

Нина Садур 

И напоследок рассмотрим драматурга, достойного прочтения.  Нина Садур 1950 года рождения написала немало талантливых пьес. Особенно хочется отметить произведение «Ехай». В нем машинист поезда останавливается перед мужиком, который хочет закончить жизнь самоубийством. В процессе разговора затрагиваются различные бытовые моменты, а также вечные философские вопросы. Автору удается мастерски менять героев местами: то машинист убеждает жить мужика, то сам сомневается в ценности жизни; то он себя считает хуже мужика, то наоборот кричит, что тот бродяга и бездельник.

Пьесы автора можно прочитать в сборнике «Чудная баба», АСТ, 2015 г.

«Ехай», 1984 г.

МАШИНИСТ. Мужик, человек борется за жизнь потому, что она у него одна, и все… (Озирается.) Видишь, ничо же нету кругом. Одни стихии. Даже Котька Голиков, видишь, вертеться начал с гудками, чтобы все для жизни сделать, чтоб стихии эти… хреновые отодвинуть от себя. Чтоб каждую жизненную минуточку чувствовать. Вот сидит он, к примеру, потом — тык! — телевизор цветной включил. Посидел-посидел — тык! — японскую установочку врубил — посидел-посидел — тык! — на «Жигулях» проехался. Каждая минуточка у него заполнена нежностью, удобствами, чтобы… чтобы смерти не чувствовать. Даже если ночью… он, знаешь, какой торшер включит — светомузыкальный с колокольчиками. По стенкам узоры ползают, в комнате звенит… и не видно ее, ночи этой! Человек честно заполняет свои миги. Если он талант какой-нибудь или художник — сгорает и все. А если он простой человек, ему еще страшнее… ему больше нужно всего, ему кушать надо хорошо, ему удобства нужны, детишки, разные безумные деньги! Понял, мужик?

Понравилась статья? Пишите в комментарии свои пожелания в подборках категории «Что почитать из современной литературы». Например, отдельно проза, поэзия, драматургия или по каким-либо странам.

Также читайте статью на Яндекс.Дзен по ссылке:  https://zen.yandex.ru/media/id/5d4d3ef235c8d800ac847ffb/chto-pochitat-iz-sovremennoi-literatury-podborka-5d62ac6497b5d400ad6ad675

Закрыть меню