Макулатура. Евгений Алехин и Константин Сперанский. Обзор творчества


Сегодня вашему вниманию предлагается обзор творчества вокалистов Евгения Алехина и Константина Сперанского, дуэта поэтов, писателей, рЕперов, которые осмелились бросить вызов самому неустройству окружающего мира.

Слева - Сперанский, справа - Алехин
Слева — Сперанский, справа — Алехин

Константин Сперанский. Краткая справка

Константин Сперанский родился в 1985 году, в г. Кемерово – писатель-музыкант.

Евгений Алехин. Краткая справка

Евгений Игоревич Алёхин родился в 1985 году, в г. Кемерово — писатель, поэт, актёр, кинорежиссёр, музыкант и издатель.

Макулатура. Ночные грузчики. История

Несмотря на то, что музыканты сменяли несколько коллективов, тексты и идеологическая затравка у них всегда оставалась одной и той же. Возможно, творчество каждого коллектива отмечено различными нюансами, вроде музыкального сопровождения, стилистики и формата выступления, но по большей части для слушающей аудитории «Ночные грузчики» и «Макулатура» сливаются в одну группу Алехин-Сперанский-Стас.

С 2003 по 2019 года музыканты создали 8 альбомов в составе «Макулатуры» и с 2007 по 2018 года 5 альбомов в составе «Ночных грузчиков».

К счастью, в интернете достаточно много информации о этом коллективе, включая биографию, интервью и ссылки на тексты, поэтому сосредоточимся больше на основных аспектах творчества.

Три истины «Макулатуры»

Приходится признать, что тексты этой группы подойдут для очень узкой аудитории. Прежде всего, вспоминается творчество Сэлинджера, чьи тексты выражают глубокую эрудицию и презрение к мещанству. Этот автор вспомнился не случайно, потому что принятие текстов «Макулатуры» подобно посвящению в учение Будды: нужно принять три (в Буддизме — четыре) простых правила, три истины, без которых не будет понимания текстов авторов:

1)      Нынешняя система ценностей не позволяет реализовать себя ни одному нормальному человеку.

При знакомстве с биографией музыкантов можно легко понять, что жизнь была по отношению к ним несправедлива (и не могла быть иной). Евгений Алехин и Константин Сперанский не понаслышке знакомы с аспектами работы людей черных профессий, им известны будни офисных клерков, а также различных руководителей. В своих песнях они поднимают проблему работы как таковой.

Если работать на плохих профессиях, то человек постепенно оскотинивается, чему посвящены песни, например, «Будни» (feat. Голый Землекоп), «Кафка»«Альбатрос». В последней подобрана хорошая фраза, которая характеризует творчество музыкантов «В борьбе с корпоративным фашизмом и организованным пиздецом».

Как знатоки жизни низов «Макулатура» хорошо разбирается, что происходит там, за кулисами бытовок и кладовок. В песне «Будни» рассказываются три истории.

Первая посвящена офисному работнику, который вынужден работать с людьми, считающих себя умными, потому что работа белая, но на самом деле так же, как и все обыватели, верят в телевизор и не находят больше ниоткуда интеллектуальной подпитки.

Вторая рассказывает про продавца в магазине обуви, где именно корпоративная политика противоречит человеческому достоинству, заставляет изменять людям своим принципам, лишь бы впарить людям всякую дрянь, вроде брендированных кроссовок.

А в третьей Голый Землекоп доводит работу на конфетном производстве до абсурда, где станки по фасовке должны продолжать работать, несмотря ни на что, даже если «конфетчицу на треть затянуло в мешалку», а также где нет времени на обед, поэтому приходится питаться тем, что производят, где ненормированный график заставляет человека думать только лишь о том, как меньше работать.

В тексте «Кафка» очень хорошо раскрыта тема экзистенциализма, попыток ухода от серости жизни и несправедливости. Здесь также есть несколько историй.

В первой рассказывается про кассира или кладовщика, который вынужден даже по нужде отпрашиваться, работать «в режиме робот» и никогда не в силах накопить себе хоть какую-то сумму.

Во второй рассказывается про работника закусочной, который за копейки должен терпеть весь день в своей будке, потому что в туалет ходить запрещено, причем вместе с этим должна быть улыбка перед посетителями и отсутствие стыдливости за своё рабочее место. Эта история заканчивается предложением, которое очень понравится любому работодателю: создать в этих будках яму, куда работники могут ходить по большому, не прекращая работы, да там же и отсыпаться.

Конечно, темы группы «Макулатура» далеко не новы. Важно лишь, каким образом музыканты обрабатывают вечную проблему, именно выверенность текстов, глубокие реминисценции и простота объяснения позволяют им доносить свои чувства понятным и высокохудожественным языком.

К слову о реминисценциях, легко вспомнить биографию Кафки. Любой читатель, знакомый с его творчеством, в особенности, с «Замком» или «Процессом», знает через какие жернова системы приходится проходить людям, которые ничем не заслужили такого отношения. Сам Кафка был вынужден в какой-то момент жизни делать роковой выбор: становиться канцелярским работником или жить в нищете без любви.

Такой же выбор в своё время приходилось делать и Джеку Лондону. В романе «Мартин Иден» прекрасно расписано, к чему могла привести главного героя работа матросом или, что ещё хуже, работа в прачке.

Продолжая тему работ, «Макулатура» не находит освобождения и в «хороших» профессиях. Это особенно выражено в песнях «17/32» и «Изнанка», «Председатель».

Первая песня представляет собой диалог, происходящий между одним и тем же человеком в тридцать два и в семнадцать лет. Рассматривается две линии событий: в первой (вымышленной) у героя жизнь «налаживается», появляется жилье, деньги и жена. Этого взрослого молодой герой упрекает за то, что он поддался общественному мнению, захотел жить слаще, да поспать почаще. Дальнейший диалог происходит между взрослым (настоящим), который обвиняет и благодарит молодого за то, что он строил свою жизнь по плохому, по мнению окружающих, сценарию, не предавая творческих планов и жизненных установок.

В произведении «Изнанка» Евгений Алехин и Константин Сперанский говорят о мнимости всех выгод, которые окружающие считают за таковые. Музыканты прямо говорят, что бюрократия в наше время – это сущий ад, и вообще не понимают, как люди могут проходит через все эти процедуры. Их душит мысль, что устройство в жизни для многих – это не творческая реализация, а возможность иметь Форд, есть суши и летать на море.

В тексте «Председатель» авторы примеряют на себя шкуру одного из системных лидеров. Образ политика сопровождается всеми атрибутами, которые умалчиваются СМИ, но давно известны людям, выходящим на улицу. В песне описывается неустройство улиц и серые толпы на них, близкие отношения между церковью и властью в стране, где по статье 14 Конституции РФ черным по белому прописано, что государство – светское. Вторая история восхождения на верхние ступеньки карьерной лестницы заканчивается возмездием человека из рабочего класса, который, как в 1917 году убивает «удавшегося» гражданина не из каких-то идеологических причин, а просто потому что «злой // От ненормированного графика и запоя».

2)      В мире нет любви. Каждый сам выбирает свой ад

Хотя слушателям «Макулатуры» может показаться, что музыканты воспринимают в своих текстах только грязную плотскую любовь (это выражено в обилие похабных сцен в моменты эякуляции), тем не менее, любовь Евгения Алехина и Константина Сперанского носит романтический тон, как в средневековых романах или поздних обработках русских классиков. Дело в том, что такая чистая и светлая любовь оборачивается для них извращением и тоской за то, что люди не могут отдаваться чувству по причинам общественного мнения и социальной пропасти.

В первую очередь музыкантами рассматривается проблема финансового неравенства, которое ведёт к вынужденным расставаниям.

В песне «Толстяк страдает» описывается сцена, где любимая женщина главного героя ложится под богатого жирного парня, потому что тот не является рабочим на стройке. В итоге, главный герой осознает, что «сон в котором забыл банковской карточки номер // породил в моем сердце куда больше страха // чем тот в котором я больше ее никогда не трахну», и в этом заключается экзистенциальное поражение: герой обменял свои романтические позывы на тягу к наживе.

В другом куплете неудачное свидание из-за неумения или нищенства девушка, которой предлагали светлые отношения, отвергает героя, из-за чего он начинает вести нездоровый образ жизни, настолько отвратительный, что даже съедает свои пальцы, приняв их за батон.

В тексте «Острова» финансовое положение героев приводит к веренице комплексов и неудач, итог которых один  совместное «пропавшее будущее». Именно тяга женщин к мужчинам, угощающим девушек дорогим вином и финансово обеспеченным, становится результатом того, что поистине талантливые, образованные и состоявшиеся в духовном плане люди вынуждены страдать и оставаться в одиночестве, не в силах удовлетворить высокие запросы современных женщин. Стоит отметить, что в словах «Макулатуры» нет презрения к таким женщинам: они остаются любимыми и авторы желают им счастья, не в силах увидеть их имена на надгробиях.

Произведение «Мосты» рассказывает про случаи случайных половых связей, которые только увеличивают одиночество, но не приносят любви – лишь разочарование.

В первом куплете главный герой снимает девушку в клубе Москвы, спит с ней на вписке. Участники событий воспринимают эту ситуацию как положенное, им нравится быть молодыми и прекрасными, спать с кем попало. Все это оборачивается припевом, когда от таких встреч остается лишь тоска и горечь от сигарет.

Во втором куплете герой ссорится с женой, приезжает к одной знакомой, чтобы выпить и переспать с ней, знакомится с её соседкой, которая лучше, проводит с ними ночь, и, разочарованный, бродит по улицам в нехватке любви.

Один из редких случаев счастливой любви для песен «Макулатуры» можно увидеть в «Прогулке». В первом куплете описывается идиллия Евгения Алехина и Константина Сперанского.

Главный герой работает на невзрачной работе, делает творческие успехи и живет душа в душу со своей женщиной. Маленькие детали, которые украшают эту жизнь – это не поездки по клубам, отдых на море или наличие недвижимости. Это чай с медом, печенье, фильмы Скорсезе по вечерам и обнимания во сне.

Во втором куплете герой не является участником, лишь свидетелем счастья (возможно пары из первого куплета). Счастье этой паре не в том, что они носят модную одежду, живут где-то в центре, собирают дорогие вечера с друзьями (не как в рекламе, навязываемой телевидением), а в том, что они  работают на средних работках, живут душа в душу и предаются полностью этому чувству. Сам главный герой следит за ними в парке, подобно тому, как некоторые ходят кормить уточек, не в силах сдержать слез от такой красивой картины.

3)      Слова не имеют смысла, важна только боль

Глубокая ирония и презрение музыкантов в творчестве обусловлено тем, что музыканты прекрасно понимают, что, сколько бы попыток вразумить окружающих они не делали, «человек своим фактом существования ссыт богу в сердце». Евгений Алехин и Константин Сперанский не делают дидактических наставлений, только передают темы, которые важны для них, но не найдут отклика у широкой публики.

В этом плане они поднимают проблема творчества и творцов.

Лучшим отражением нынешней позиции является песня «Праздник», где весьма подробно описано состояние литературы и её места в нашем государстве.

В первом куплете главный герой из низов, «нормальный парень, гоняющий по району на Адиках», передает свою повесть на «Дебют». Карьера «парнишки» складывается удачно, автор начинает публиковаться, писать не только прозу, но и стихи, получает хорошие гранды. Для полноты образа герой меняет свой образ жизни, не моется, чтобы не тратить время в борьбе за искусство. Итогом его творчества является презрение ко всем, удовлетворение от заработка и возможность спать с фанатками.

Во втором куплете ситуация ещё более трагичная. Хороший автор, старающийся продвинуть своё творчество, находит выход через постель, отдавшись одному из влиятельных людей. Он публикует своё творчество, полностью погрязнув в разврате и оргиях, забыв, что первоначальная цель его жизни — искусство, а не секс с мальчиками.

В тексте «Письмо издателям» Евгений Алехин и Константин Сперанский обращают внимание на то, что издательства принимают к публикации тексты второсортных авторов. Здесь есть также проблема финансов: отсутствие публикаций заставляют авторов искать работу руками или искать легких путей через съемку в различных шоу. Здесь музыканты надсмехаются над своим творчеством, но верно подмечают проблему: почему издают одних бездарей, но не могут помочь другим, которым деньги гораздо нужнее.

В произведении «30 лет как мертв» авторы делятся своим воззрением на творчество. В своих интервью они обличают современное музыкальное искусство и литературу в том, что чаще всего поднимаются глупые и бессмысленные сцены. Именно поэтому им кажется, что «поэт должен быть проклятым», в творчестве выражать личностный болезненный опыт, все остальные формы современного искусства – лишь попытки заработать или обратить на себя внимание. Поэт должен жить своим творчеством, прогонять его через себя, а не писать об абстрактных вещах или обыкновенном счастье.

Итоги

Вышеперечисленные аспекты творчества группы «Макулатура» являются лишь малой попыткой осветить перед читателями весь художественный замысел, который пытаются передать музыканты своим слушателям. Каждая из указанных тем может быть освещена глубже и творчество группы обладает мощной интеллектуальной силой и метафорической разработанной системой образов.

Какой бы ни был у группы пессимистический взгляд на мир, он искренен и правдив. В любом случае, Евгений Алехин и Константин Сперанский помогают многим через свои песни понять проблемы мира, самих себя, наводят их на раздумья и позволяют смириться с жестокостью и несправедливостью нашего мира.

В данный момент группа совершает тур по России и каждый читатель этой статьи может лично увидеть вокалистов и найти близких по духу людей в зале. Подробную информацию о туре вы можете найти по ссылке: https://vk.com/makulaturabrat

Читайте статью в Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/media/id/5d4d3ef235c8d800ac847ffb/makulatura-evgenii-alehin-i-konstantin-speranskii-obzor-tvorchestva-5d753f9878125e00aee44ff2

Закрыть меню