Крис Аивер. Анализ стихотворений


В данной статье читатель может познакомиться с анализом стихотворений о городской жизни поэтессы нашего времени, Крис Аивер, фронтменом рок-группы «Аивер».

Рок-музыкант, вокалистка группы «Аивер» и поэтесса. Родом из Москвы(1991 г.). Публикации: «Север» (2015 г.), «Сезон дождей» (2019 г.). Образование: Литературный институт (2019г.), ВГИК (по настоящее время).

Творческий путь Крис Аивер может восторгать любого начинающего автора нашего времени, ведь этот автор нашего времени профессионально занимается своим искусством. Она занимается музыкальной деятельностью, которая, наверняка, и обеспечивает её жизнь, но нас интересует её литературная деятельность.

В данный анализ войдет следующая подборка стихотворений (ссылки на Вконтакте):

  1. Она
  2. В середине всего на земле
  3. Декадент
  4. Какой-то бог
  5. Царевич
  6. Рыбы
  7. Норна
  8. Сказка
  9. Памятник

Анализ стихотворений

Первое, что бросается в произведениях поэтессы – это размышления о неизбежности смерти. В наибольшей степени эта проблема выражена в стихотворениях «Она», «Норна», «Какой-то бог». Кстати, отвлекаясь от литературных форм, даже в первом произведении автора, с которым мне пришлось столкнуться, песней «Улыбайся», есть краткое упоминание о смерти:

«Добрый Боже никого не убивает дважды»

Однако там, насколько мне известно, речь шла об утрате, а не собственном отношении к неизбежности встречи со старухой с косой.

Страсть Крис Аивер к загадкам приближает её поэзию к фольклорным жанрам.

По отношению к этим произведениям стоит упомянуть страсть Крис Аивер к загадкам, что приближает её поэзию к фольклорным жанрам. В стихотворении «Она» читателю предстоит догадаться, что же за «она» просыпается рядом с лирическим героем, преследует его и ждет. Из контекста произведения легко вычислить, что это смерть, это раскрывается в последних строчках:

«— Смотри, я скоро.
Поворачивается медленно.
Я говорю:
— Потом».

Поэтесса весьма эрудированна, что раскрывается в ряде интервью с ней (список известных на данный момент в конце статьи). Это очень важно для понимания произведения «Норна», смысл которого с трудом воспринимается читателем без предварительной подготовки.

Норны – это образ трех сестер в германо-скандинавской мифологии, позаимствованный из греческой культуры. Там они называются Мойрами, в римском пантеоне – Парки. Они являются олицетворением неотвратимости законов времени – судьба и неотвратимость её кончины; прошлое, настоящее и будущее. Если у читателя не возникло ассоциаций, то легче вспомнить диснеевский мультфильм «Геркулес» и старух, одна из которых так и не смогла перерезать нить жизни главному герою.

Опираясь на эти знания, легко разрешить смысл произведения, поэтому у лирического героя стихотворения:

«У меня нету имени, видишь, а если честнее — есть, но его бегут,
Подбирая тяжёлые юбки, роняя звонкие сапоги,
Чтобы врать влюблённым и детям, будто бы я жестока».

Авторская находка в данном произведении заключается в том, что в Норне (в ед. ч.) олицетворяются все три сестры. Она знает множество историй о прошлом и будущем, поэтому «…со мной нельзя // Разговаривать детям и этим, которые влюблены…». Интересно также, что Норна выбрана в качестве лирического героя и рассуждения о  неотвратимости бытия закладывается не в уста философа или поэта, но в сам источник несправедливости. Это позволяет читателю проявить сочувствие к образу времени, именно для этого автор вводит какие-то детали личной биографии для Норны:

«…Потому что в двенадцать лет я сидела, в воде ногой,
И другую засовывала в песок, и вокруг июль был.
И блестящие мушки в воздухе повисали».

Говоря также про загадки, стоит упомянуть, что в судьбе Крис Аивер возраст двенадцать лет связан с каким-то ключевым моментом в жизни. Он встречается в «Она» и «Норна», а также двенадцать лет Крис Аивер воспринимает, как начало своей творческой деятельности [2]. Впрочем, автор статьи просто подмечает эту деталь, однако не обладает достаточной статистикой для выводов.

Возвращаясь к проблеме неотвратимости смерти, разберем детальнее стихотворение «Она». Нас интересует, о каких правилах говорит лирический герой. Возможно, автор предполагал другую реминисценцию, но автору статьи вспоминается в размышлениях героя кодекс Бусидо (коротко ознакомиться с ним можно по ссылке). В Кодексе самураев говорится, что смерть нужно принимать с достоинством, а каждый бой принимать как последний. В целом, постулаты Бусидо напрямую связаны со смертью, ведь с ней непреложно связана жизнь воина.

Цитата[«Она»]:

«Настоящий боец должен уметь следующее:
• идти,
Пока необходимо;

• тысячу раз подняться,

Даже если тысячу раз проиграешь;
• не голосить,

Если встретишь её;
• не пугать ею домочадцев».

Отметим характерное для творчества Крис Аивер общение с богом. Это не тема религии, в боге Крис Аивер видит трансцендентную непознаваемую сущность, а не конкретное имя божества. Именно поэтому название у стихотворения «Какой-то бог».

Разговор с богом принимает у Крис Аивер форму диалога, который используется ей для философских размышлений о жизни. Прием этот не новый, ещё в Древней Греции это была нормальная форма прозаического дискурса, вспомнить хотя бы «Пир» Платона. Она также встречалась в элегиях, где пастырь разговаривал с богами (в частности, с Эротом или Афродитой) или с предметами окружения (деревьями, цветочками, барашками) о собственных мыслях.

На мысли о бытие автора наталкивают сцены окружающей жизни:

«Я живу в бетонной коробочке, возле парка.
В парке ветер и есть скамейки, и на одной — пожилая пара,
Они много смеются, глядя в глаза друг другу, обсуждают погоду, играют в карты и города.
Они оба прозрачные и не собираются никуда».

Особенность подхода поэтессы к осмыслению городских пейзажей заключается в используемых автором приемов, свойственных фольклору. Это в первую очередь развернутые метафоры. Приведем несколько примеров из стихотворения Рыбы:

«мини-копии донных глыб» — камни, галька для аквариума;
«пустой живот//Не страшнее пустого кресла» — признак одиночества
«Рыбы ждут на брошенном берегу,//Выдыхая любовь из беззвучных губ,» — это крик, но подобраны специально рыбы, которые не могут кричать.

При анализе данного аспекта творчества автор статьи столкнулся с проблемой, что привести все образы Крис Аивер займет полная цитата её стихотворений.

В стихотворениях автора жизнь предстает как сказка, волшебство момента, но сказка несчастливая.

В стихотворениях автора жизнь предстает как сказка. Это видно, прежде всего, в стихотворении Царевич. Когда мы говорим о сказке, то это волшебство момента, но сказка несчастливая. Образ царевича и царевны переосмысляется автором сквозь призму современности. Царевич и царевна – это некоторая русская семья с восемью детьми. Действие происходит на кухне, где царевна приготовила что-то. В целом, рисуется картинка какой-нибудь квартиры в хрущевке, где все очень бедно, серо, скудно, но Крис Аивер удается найти волшебство в этом моменте.

Есть, правда, некоторый недостаток в излишней романтизации момента. В этом плане весьма трудным для восприятия является стихотворение В середине всего на земле. Там образы настолько переполняют произведение, что суть угадывается после десятого прочтения. И, к сожалению, и эта суть уходит, потому что, какой билет в руке подростка и книга, читателю остается только гадать, а видимо, в этом и был смысл. Как экфрасис это стихотворение написано неплохо, но в отличие от стихотворения «Какой-то бог», здесь картинка серости жизни не переходит в размышление, а просто остается картинкой.

Структура стихотворений Крис Аивер

Пару слов о структуре стихотворений автора. В целом, многие зададутся вопросом, а стихотворение ли это? Для анализа творчества Крис Аивер нам стоит остановиться на этом чуть подробнее.

Во-первых, если читатель хочет узнать побольше о формах современной поэзии, то ему следует ознакомиться с творчеством Арво Метса. Прежде всего это будет интересно тем, кто хочет узнать о верлибре, так как этот поэт является основным представителем данного жанра в русской литературе.

В наше время идут продолжительные дискуссии о том, что такое стихотворение. Если задать такой вопрос обывателю, то обычно можно услышать ответ: «Ну, это текст с рифмой». Образованные обыватели добавят ещё ямбы, хореи, а также скажут, что каждая строка стихотворения должна содержать определенное количество слогов. Люди, увлеченные чтением, но неначитанные, могут ещё вспомнить лесенки Маяковского (анжамбеман). Эмоционально также каждый понимает, что поток текста, произносимый с особой интонацией и содержащий повтор гласных (аллитерация) или согласных (ассонанс), также может считаться стихотворением или песней. Последним, кстати, активно пользуется современная реп-индустрия, забывая о том, что костяк произведения искусства составляет не только рифма, повторение одних и тех же слогов, крик и интонация, но и внутренний смысл и хорошая история.

Это формирует определенное отношение у широкой публики к поэзии. Кстати, это создает проблему объяснения, почему, например, «Мертвые души» Н. Гоголя или «Москва — Петушки» В. Ерофеева являются поэмами, то есть принадлежат к лиро-эпическому жанру. Поэтому и возникает мнение, что текст без рифмы – это не стихотворение.

Но ещё А.С. Пушкин замечал, что вскоре весьма вероятно поэзия останется без рифм. Это была дискуссия того времени на предмет того, почему нельзя рифмовать «розы» — «морозы», «кровь» — «любовь». Проблема эта возникла, как может догадаться читатель, на фоне того, что данные рифмы превратились в штампы и наплодилось море графоманов, сочинявших такие стихотворения.

Хочется отметить, что лирические жанры связаны прежде всего с эмоциональной составляющей, которую хочет внести в своё произведение автор. Важнее всего, чтобы именно данный фактор учитывался творцами при написании произведения, чтобы сухая форма не портила внутренний смысл. Но в наш информационный век все стоит говорить с оговорками и здесь стоит отметить, что нельзя путать лень и глупость с даром и талантом, и каждый художник в широком смысле обязан совершенствовать свои произведения, доводя их до конца, а не делать наскоро что-то несуразное и потом называть это современным искусством, которое просто никто не понимает.

В информационный век реализм и форма преобладает, и каждый ищет в тексте не художественную составляющую, а возможность придраться.

Данные размышления были приведены, чтобы дать читателю понимание того, как нужно относиться к творчеству не только Крис Аивер, но и любого современного писателя. При подготовки данной статьи я не раз замечал, что люди пишут комментарии, которые связаны недостаточной вычиткой текста. Как я уже упоминал, стихотворения не должны быть трудными для восприятия (см. про стихотворение В середине всего на земле). Однако в информационный век реализм и форма преобладает, и каждый ищет в тексте не художественную составляющую, а возможность придраться. А это не есть первостепенная цель искусства.

Итог

Творчество Крис Аивер заманивает глубокими чувствами, которыми хочет поделиться с нами автор. Её стихотворения говорят о неотвратимости смерти, а также о повседневных сценах городской жизни. И как бы Крис Аивер не отнекивалась в интервью от любовных мотивов её творчества, мы должны отметить, что только любовь, всемирная любовь позволяет ей передавать такие грузные и вечные темы в интересной и очень доброй форме.

Крис Аивер. Источники о ней:

  1. Музыкальная группа «Крис Аивер и Бэнд»: новые городские романтики говорят и поют о свободе, любви, волшебстве и политике
  2. Финалистка шоу «СУПЕРСТИХИ» Крис Аивер: «Я жуткая зануда!»

Примечание. Как мы можем убедиться, на канале ТНТ находят самые «умные» и «интересные» заголовки. «Я зануда!» — Крис отвечает на вопрос о её чувстве юмора. Как человек мог связать это название с содержанием самой статьи для меня остается загадкой. Это не посыл, что Крис – зануда или не зануда, это рассуждение, насколько непрофессионально относятся к контенту на ТНТ. Лишь выдернуть какую-то тупую фразу, зато звучит как!

Пишите комментарии, нам очень важно ваше мнение!

Если вас заинтересовала статья, то познакомиться с творчеством автора можете по ссылке:

https://vk.com/aivere

Следите за новыми статьями в нашем паблике Вконтакте:

https://vk.com/club185321895

Добавить комментарий

Закрыть меню
CLOSE
CLOSE