Бесконечный цикл «Града обреченного» братьев Стругацких


В данной статье читатель может познакомиться с разбором фантастической книги братьев Стругацких «Град обреченный».

Автор статьи: Роман Мыскин

Рерих. Град обреченный

Братья Стругацкие известны многим поклонникам фантастического жанра и являются одними из самых талантливых представителей жанра. Аркадий Натанович (1925-1991 гг.) и Борис Натанович (1933-2012 гг.) писали книги про альтернативный ход истории, где коммунистическая идеология нашла свое воплощение. Однако не все так радужно, как предполагали теоретики коммунизма, и Стругацких интересует именно обратная сторона таких утопий.

Сегодня вниманию читателей будет предложен разбор одной из поздних книг авторов «Град обреченный». На эту тему существуют хорошие лекции Дмитрия Быкова (ссылки в конце). В лекции «Почему обречен град обреченный» он говорит о том, что в книге первый круг заканчивается тогда, когда человек способен изничтожить самого себя, чтобы начать жизнь заново. В нашем анализе мы постараемся раскрыть феном «Града обреченного» с точки зрения замкнутого круга, то есть рассматривать сюжет книги не как завершенное произведение, а как произведение замыкающееся само на себе, не имеющее внутренней эволюции и действия как такового, а именно своей обреченной повтор структурой преподающей совершенно глубокий смысл.

Для начала в общих словах рассмотрим мир, созданный в книге. За основу берется некоторый неизвестный эксперимент, участники которого не знают совершенно о целях эксперимента и об условиях, отнекиваясь на все сомнения фразой: «Эксперимент есть эксперимент…». В целом, существование эксперимента в ходе повествования ставится под большой вопрос – возможно, это способ жителей города как-то объяснить себе механику мира, в котором они живут, придумывая себе собственный культ, подобно тому, как это происходило на ранних этапах развития человечества.

Также особенностью мира «Града обреченного» является лампа-солнце, которое загорается и погасает в определенное время. Есть также феномен, полностью ломающий физику нашего привычного мира, – это огромнейшая стена с одной стороны и бездонная пропасть с другой, в ходе повествования выясняется, что это рекурсия: стена одновременно является обрывом и любой предмет или человек («Падающие звезды»), сорвавшись в бездну, в итоге упадет со стены.

Ну и ключевой особенностью эксперимента является регулярное изменение фундаментальных условий жизни жителей города: это появление огромного количества павианов в городе в первой части, Красное Здание – блуждающий по городу дом, в котором происходят странные вещи («Бред взбудораженной совести), а в последних частях выясняется, что таких испытаний на долю Города выпало неисчислимое множество.

Теперь обратимся к структуре произведения. Каждая часть книги называется по профессии главного героя – Андрея Воронина. В первых частях регулярное изменение профессий как у главного героя, так и у всех жителей города является обязательным условием эксперимента – это значит, что тот, кто был мэром завтра может стать мусорщиком и обратно.

На первый взгляд кажется, что таким образом братья Стругацкие хотят описать идеальные условия равенства. Тем не менее, мы попытаемся опровергнуть данный обман авторов. Каждая часть книги – это новая жизнь Андрея Воронина. Может показаться, что личность Воронина меняется с ходом повествования, но кардинальных изменений не происходит – с самого начала до конца Воронин остается идеалистом добра, у него есть какие-то принципы и он легко попадает под влияние других личностей, если предполагает, что его действия будут направлены на общее благо. Это особенно ярко выражено в следующем отрывке:

— Всё на свете я теперь понимаю. Тридцать лет до этого понимания доходил и вот теперь дошел. Никому я не нужен, и никто никому не нужен. Есть я, нет меня, сражаюсь я, лежу на диване — никакой разницы. Ничего нельзя изменить, ничего нельзя исправить. Можно только устроиться — лучше или хуже. Все идёт само по себе, а я здесь ни при чем. Вот оно — ваше понимание, и больше понимать мне нечего… Вы мне лучше скажите, что я с этим пониманием должен делать?

Именно в этом и заключается значительная особенность книги. Весь Город – это обращенная сама на себя повторяющаяся реальность, а жители города обречены вновь и вновь проходить свой путь.

В частности, хочется дать отсылку на одну инди-игру Gods will be watching, где отчетливо видно, как ад непрекращающихся перерождений главного героя связан исключительно с желанием игрока пройти игру заново. Так и книга «Град обреченный» бесконечна в своем повествовании и «первый круг» не может быть пройден, потому что Андрей Воронин опять станет мусорщиком, потом следователем, потом редактором, советником и так далее.

Все книги братьев Стругацких являются мысленными экспериментами на тему: «Что было бы, если…» Именно поэтому эта поздняя книга полна такими смыслами, близкими к пессимистическому воззрению на мир. Это, однако, с позиции буддистов не есть безысходность и обреченность.

Концовка книги оставляет читателя в недоумении и предоставляет неисчислимое количество вопросов, нежели ответов. В конце книги настолько происходит непонятное, что читатель даже не имеет пространства для того, чтобы додумать книгу.

Потому что дальше нет ничего, есть только начало книги. И если осознание не пришло к читателю, то это означает, что «первый круг» не пройден.

Братья Стругацкие являются востоковедами и предположение об элементах буддизма, который внесли в свое повествование авторы, не лишено оснований.

Таким образом, мы будем отталкиваться, что смысл эксперимента – это осознание иллюзорности мира, его несуществования, смирения с бесконечной битвой человечества за выживание в этом мире и высвобождения с пониманием природы пустоты.

Постараемся выяснить, что в книге указывает на цикличность. Обратимся к фигуре Наставников. В книге подчеркивается, что Наставник есть у каждого, с ним можно вступить в диалог, они знают чего-то, что не знают другие. Даже бунт, поднятый Гейгером, не избавляет жителей Города от Наставников.

Обратим внимание на цитату:

— Поддакиваете много, господин Наставник. Слишком уж вы беспардонно поддакиваете мне, господин Воронин-второй, совесть моя желтая, резиновая, пользованный ты презерватив… Все тебе, Воронин, ладно, все тебе, родимый, хорошо. Главное, чтобы все мы были здоровы, а они нехай все подохнут. Жратвы вот не хватит, Кацмана пристрелю, а? Милое дело!…

Стругацкие обходят момент инициализации жителей Города, а именно каким образом каждый житель попадает в Эксперимент. Одним из последних новеньких жителей становится Сельма, и в сцене её знакомства с Ворониным мы видим, что в её поведении нет какого-либо страха, недоумения, вопросов, она просто и легко принимает правила мира, в котором она никогда ранее не была.

Заметим также, что бунт, поднятый Гейгером, связан с борьбой против Эксперимента. Никто ранее даже не пытался выдвигать каких-то восстаний    не против Эксперимента, а например, ради личных интересов.

Обратимся к одному из опытов, который был описан Фрейдом в одной из своих лекций. Там был мужчина, которому в гипнотическом состоянии внушили взять зонт одного из гостей. После выхода из гипнотического состояния он начал расхаживаться с зонтом, даже мог ответить, где купил его, как он взял его из дома. Этот опыт важен для нас в понимании того, почему у жителей Города могла возникнуть идея Эксперимента и Наставников – это был способ описания для себя ситуации, выходящей за рамки понимания.

В цитате, приведенной выше, мы может сделать вывод, что Наставники – это действительно пример массовой галлюцинации. Если каждый житель видит своего Наставника и только своего, то предположение является верным о том, что Наставники – это совесть и плод воображения.

Для ещё одного художественного примера, каким образом сознание создает обманную реальность, чтобы защитить человека от трансцендентных предметов бытия, читатель может обратиться к кинокартине «Исходный код». Кстати, сейчас будет немалый спойлер, поэтому, если вас интересует картина, то переходите к следующему абзацу. В фильме описан умерший солдат, чье пограничное состояние используют для предотвращения теракта. Поскольку этот солдат мертв, но вроде жив, он придумывает себе капсулу, потому что просто не может себе представить не-существование.

Другая цикличность заключается в бесконечном путешествии Андрея и Изи на север. Там они видят, что Город мог стоять уже веками, и оценить, какие ещё эксперименты проводились над жителями. Таким образом, Эксперимент в очередной раз опровергается, потому что, как мы можем обратить внимание в экспериментах по физике, эксперимент может дать точный результат только, если у него есть рамки и условия – Эксперимент же Города проводился бесконечно, где постоянными условиями можно назвать только солнце-лампу и рекурсивную стену. Кстати, братьям Стругацким по образованию известно, что такой Эксперимент – не есть эксперимент с теоретической точки зрения.

Вторая книга отличается некоторой обрывчатостью повествования. Это ставит большой вопрос, каким образом Андрей и Изя, которым понадобилась целая экспедиция, чтобы добраться так далеко на север, смогли выжить, оставшись вообще без каких-либо припасов, при этом без экспедиции продвинулись в разы дальше, в составе нее.

Здесь читателю приходится только гадать, как им это удалось, но мое предположение заключается в гипотезе о том, что Воронин проживает за время книги не первую свою жизнь.

Кстати, примечательны пирамиды, которые оставляет Изя в конце книги. Читателя не знакомят с содержанием документов, которые Изя брал в руки, хотя, наверняка, они могли бы пролить свет на происходящее. Возможно, Изя читал послания к самому себе и это дало шанс продвинуться им с Андреем так далеко. Но это все только предположения.

В процессе повествования главный герой проходит через множество испытаний. Андрей вначале имеет целью построить коммунизм, избавить общество от криминальных элементов, обеспечить людям достойную и прекрасную жизнь. Ему удается застать идеальное общество и, хотя он не отрекается от идеалов добра и справедливости, но в счастливой жизни его застает меланхолия и деградация, которую он преодолевает, находя новый смысл жизни в походе на север.

Андрей и Изя идут на север за знаниями, но эти знания оказываются тщетными. Они видят только бесконечный мир без смысла и сути. Их уже не прельщает ни хорошая жизнь, ни плохая, они увидели столько примеров Городов (обществ) и ни одно не показалось им разумным.

Именно поэтому они видят себя в отражении и самоуничтожают себя. В буддизме говорится, что переход Будды в Нирвану подобен тому, что человек растворяется в мире, а мир отражается в человеке. Поэтому Андрей и Изя видят ничто иное, как отражение своего мира, размыкая для себя первый круг.

В книге «Град обреченный» есть ещё много метафор и смыслов, которые достойны изучения. В данной статье мы попытались приоткрыть проблему реинкарнации и цикличности в книге. Книги братьев Стругацких хороши тем, что не теряют своей актуальности и благодаря широкой фантазии авторов находят в каждое время свои новые смыслы и проблемы. Кто знает, как будут смотреть на творчество авторов через несколько десятков и как будут трактовать то или иное произведение.

Лекции Дмитрия Быкова

Быков о творчестве Стругацких

Почему обречен «Град обреченный»

Пишите комментарии, нам очень важно ваше мнение!


Следите за новыми статьями в нашем паблике Вконтакте:

https://vk.com/club185321895

Закрыть меню