Анализ романа «Общага-на-крови» Алексея Иванова


В данной статье читатель может ознакомиться с анализом романа «Общага-на-крови» Алексея Иванова, автора конца XX — начала XXI века.

К приспособленчеству таинственная страсть

Автор: Максим Землянский

Весь мир – общага. Именно так говорит одна из героинь романа Алексея Иванова «Общага-на-крови». Однокурсники автора, в противовес распространенному мнению о метафорическом и «общечеловеческом» значении общежития в произведении, вспоминали, что многие образы и события были неприкрыто списаны Ивановым с реальности, окружавшей его во время обучения в УрГУ. Не будем спорить с очевидцами – дело это неблагодарное и, по меньшей мере, глупое. Постараемся разобраться в другом – сумел ли писатель сделать реалии одной из общаг постсоветского («Общага» написана в 1992 году) времени метафорой жизни – как она была, как она есть и как она будет всегда?

Все общежитии, в целом, похожи друг на друга. Вспомните свое, в вашей жизни был опыт проживания в таком месте. Везде, какой бы профильной направленности не было высшее учебное заведение, были свои сильно пьющие «непонятые гении», сладкоречивые ловеласы, романтичные девушки (вечно делящиеся на общедоступных и недоступных вовсе) и отличники. Последние, к слову, попав в «нехорошую» компанию, часто в итоге остаются в роли проигравших. Сначала они верят в незыблемость общажного братства, но затем, при возникновении реальных проблем, натыкаются на страшную реальность, к которой, как выясняется, каждый из записных «маргиналов» оказывается готов. А Отличника ждет одно – он будет этим «братством» предан.

В общем, проблема героев «Общаги» заключается как раз не в настигнувшей их катастрофе, а в неумении жить в принципе. И Отличник, и Ванька, и Игорь, как и их подруги по ходу повествования ни разу не столкнулись с реальной, подчеркну, личной бедой. За таковую можно посчитать попытку изнасилования Нели озверевшим от собственной власти и тупости Гапоновым, но у агрессора, к счастью, не получилось довести свое дело до конца.

Единственная трагедия, так или иначе связанная с героями, это самоубийство девушки, выбросившейся из окна. Но она не была ни их подругой, ни их возлюбленной, а чужое горе эти люди могут разве что быстрее ветра примерить на себя, дабы лишний раз подчеркнуть свое удручающее положение.

«Весь мир – общага» — эту фразу одна из героинь произносит как раз после самоубийства студентки. К чему был сделан этот вывод и с чего – непонятно. Также, в целом, непонятна каждая реплика главных героев. Они говорят, чтобы говорить. Страдают, чтобы страдать. Мечтают, чтобы мечтать. Именно поэтому роман Иванова и является произведением уникальным. Он показал людей полых, не имеющих ни стержня, ни содержания, то есть являющихся большинством населяющих планету Земля, всего лишь персонажами определенного социума – студенческого общежития. Однако каждое предложение в произведении говорит читателю о том, что общага, как таковая, здесь совершенно не при чем.

Каждый персонаж романа – архетип, встречающийся в русской жизни на каждом шагу. Оглянитесь вокруг и вы увидите (перечислим еще раз, для верности) и спившихся гениев, и сладкоречивых бабников, и девочек с разным уровнем энтузиазма использующих свое тело для решения тех или иных проблем. И есть Власть. В общежитии – комендантша. Она, в общем, баба не злая, но за положение свое крепко-крепко держится и обид не прощает. Куда страшнее те, кто к Власти близки. Муж комендантши и его друг, председатель студсовета – вот настоящая Сила в общежитии. Они и полиция, и суд, и те, кто имеет право как на моральное порицание, так и на выселение. Но они ли выселяют? Ни в коем случае. Решение принимается путем голосования. И все голосуют так, как им сказала Власть, дабы не попасть к Ней в немилость. Ну и при чем здесь, спрашивается, общага?

А потом с героями начинается самое страшное (обойдемся без спойлеров – очень надеюсь, что каждый, наткнувшийся на статью, прочитает роман). В целом – ничего ужасного не произошло. Героев просто выгнали из общаги, в которой им так или иначе у них есть возможность остаться. В этом положении можно обойтись без крайностей, подлости и «опускания» себя на дно. Им просто нужно держаться вместе и проявлять необходимые качества, в числе которых хитрость, осторожность и т.д., для выживания. Но они на это не способны.

Персонажи могут «считать себя». Считать себя несчастными, непонятыми, великими, подлыми, ничтожными или падшими. В любом случае, на что бы не пришлось пойти и кем бы себя не пришлось признать, они найдут сладкую радость в купании в навозной куче. Поэтому герои идут на предательство, проституцию, попирание собой же декларируемых основ и принципов. Так делают все, кроме Отличника. Все они при первой же опасности (даже такой незначительной!) могут делать только одно — приспосабливаться. А он, Отличник, еще совсем молодой, он еще не понял, что не общага, но целый мир делится на 2 половины – на тех, кто продался, и на тех, кто погиб.

Алексей Иванов тем самым показал своему читателю, что весь мир можно сузить и показать в виде общаги, двора, армии, тюрьмы или другого обособленного общества. Ибо мелок человек, ибо не умеет он жить по-людски. А самое страшное, что тяга к приспособленчеству – и есть сегодня та самая наша общая, как было в стихах у Ахмадуллиной, бесконечная «таинственная страсть». Она по-прежнему туманит наши очи.

Пишите комментарии, нам очень важно ваше мнение!

Следите за новыми статьями в нашем паблике Вконтакте:

https://vk.com/club185321895

Закрыть меню